19.12.08

Была бы философия, а язык для нее найдется - Лингвистика - Науки. - Каталог статей - ФИЛОЛИНГВИЯ

Язык имеет двойственную природу. С одной стороны, он позирует как «материал», в котором можно, на основании наблюдений, выделить элементарные частицы и сформулировать правила, соединяющие их в конструкцию. Свойства материала – это свойства мира феноменов; они предполагают стабильный словарь элементов, стабильные правила обращения с ними, а главное – то, что, используя одни и те же элементы и применяя к ним одни и те же правила, мы каждый раз будем получать эквивалентный результат. «Прагматическая» аберрация стандартных (грамматически правильных) языковых продуктов если и допускается, то лишь в качестве чего-то очень поверхностного, вроде внешних аксессуаров, которыми каждый волен украсить свой автомобиль (повесить кружевные занавески или национальный флаг, расписать в поп-стиле и т.п.), после того как тот сошел с конвейера.Но, с другой стороны, язык представляет собой явление духовного порядка. Я хотел бы избежать разговоров о том, что первично – «мысль» или «язык»; замечу лишь, что усилия что-то высказать (или понять сказанное) всегда направляются мыслью, а мысль, в свою очередь, становится внятной самому мыслящему лишь в процессе ее (хотя бы эскизного) языкового воплощения. В этом аспекте язык предстает в виде бесконечного движения порождений духа, чья ничем не ограниченная способность к метаморфозам не дает им возможности кристаллизоваться в стабильный словарь, свободные слияния которого ускользают от кодификации, а его возвращения никогда не равны самим себе, как соединения никогда не равны простой сумме слагаемых.
Была бы философия, а язык для нее найдется - Лингвистика - Науки. - Каталог статей - ФИЛОЛИНГВИЯ

Комментариев нет: